понедельник, 28 ноября 2016 г.

Четыре масти игры в одиночество Субъективные заметки о спектакле и не только

Карты правду говорят

Юрий Энтин


У многих из нас бывает ситуация затянувшегося пребывания на «черной полосе». Все наперекосяк, «все не так, все не так как надо». Друзей нет, да еще и жена изменила. Полное фиаско! И что делать, «куды хрестьянину податься»? Неужели один выход – суицид? А если есть деньги, много денег, можно попытаться все это купить. Все ли? А не слишком велика цена и будет ли все это убедительно и достоверно?

Версию подобной ситуации показал нам всем Одесский театр «Парадокс» в спектакле «Я плАчу? Я плачУ!» по пьесе Ива Жамиака «Месье Амилькар, или человек, который платит» в рамках театрального фестиваля «Молоко». Это психологическая трагикомедия, сыгранная молодым как по возрасту, так и по театральному стажу коллективом. И решен он интересно, интригующе и без малейшей потери ритма.

«Работодатель» нанимает не то актеров, не то статистов принять участие в своеобразном нелепом гиньоле, где они должны изобразить счастливую семью и друга единственного зрителя, он же продюсер и режиссер. Поставлено два условия – играть надо искренне и только в одном помещении. За его пределами каждый может опять стать самим собой. Цена высока, но и задача посильнее, чем «Фауст» Гете. Заказчик капризен и переборчив, постоянно грозится штрафами и исключением из спектакля, а это материальный крах. Руководитель театра и режиссер данного спектакля Евгений Долганов из драмы и трагедии миллионера сделал своеобразную карточную партию.

Сам «режиссер» – это карта крестовой масти, соответствуют власти, славе, и всем видам денежных вопросов. Он уверен, что деньги решают все, за них можно купить все, а то, что нельзя купить за деньги, можно купить за большие деньги. Короче, «Люди гибнут за металл!» Он покупает себе любящую жену и послушную дочь, а также друга, художника со странными и непонятными взглядами на жизнь. «Бубновая» дочь ищет беспечную, довольную и веселую жизнь. Жена, явная «черва», – единственная профессиональная актриса в этом наспех сколоченном «погорелом» театре, как ни странно, именно ей, профессионалке, роль любящей подруге дается не очень хорошо. Может, она слишком хорошая актриса? Но рано или поздно ей удается изобразить любовь, верность, четь и добродетель.


Самая сложная «масть», пика, достается «другу» художнику. Символ этой масти – страдания, неудачи, потери, обман, печали, хотя, по логике роли, это больше соответствует «хозяину» представления. Он больше всех остальных нуждается в деньгах, ему удается написать портрет «жены» так живо и впечатляюще, что задумавший столь сложный путь к своему душевному спокойствию «продюсер» хочет его купить за немалые деньги, но творец вдруг, непонятно почему, отказывается продать, а просто дарит желающему. Тот не привык к подаркам, он привык покупать, приобретать. Да и остальные статисты уже не хотят играть навязанные им роли. Спектакль на глазах рухнет, как гнилая избушка на курьих ножках.

И хороший, казалось бы, замысел, разрушается, не дойдя до логической развязки. Хотя развязка происходит. И не так, как этого всем хотелось.

Звучит выстрел – суицида избежать не удалось. Жизнь победила задуманный спектакль. А, может, режиссер сплоховал?



Автор: Леонид Кучеренко



Фотографии: Владимир Черный

#Одесса #Рассказ #Литература #Карты

Комментариев нет:

Отправить комментарий

«ПИВНОЙ ДЕДУШКА» Наверное, в каждом большом магазине есть такой чудаковатый покупатель из разряда «ёрли бёрдс», то есть ранних...