Дом, в котором не живут или Как решить неразрешимую проблему?
– Есть ли в Советском Союзе публичные дома?
– Нет, но есть дома отдыха!
Старый анекдот
Стали общим местом слова о том, что в СССР не было секса. Это,
разумеется, неправда. Он, конечно, был, иначе мы бы не размножались.
Другое дело, что он был чаще всего пылким, торопливым и не продуманным
из-за обоюдной неопытности. О «жрицах любви» и публичных домах мы
узнавали в основном из литературы, в том числе и «самопальной», а особо
счастливые – из иностранных кинофильмов отнюдь не из кинопроката. Ходили
по рукам и всяческие руководства по сексу в «слепых» копиях. Так же
читали и «запретные» произведения классиков, в число таковых попадали не
только «Лука Мудищев», но даже «Сказки тысячи и одной ночи», которых
некоторые родители не давали детям. Одной из самых популярных и
талантливых из них стала повесть нашего с вами почти земляка Александра
Куприна «Яма».
На фестивале «Молоко» творческое объединение DIY (Харьков) показало
спектакль «История дома свиданий «Яма» по этому произведению, когда-то
считавшемуся скандальным и по этой причине запрещенному в некоторых
странах. Режиссер театра и постановщик спектакля Олег Дидык выбрал
необычную форму, не театральную, а скорее, «клиповую». Из общего полотна
действия «выбраны» фрагменты с участием двух-трех актрис. Каждый
фрагмент, каждый «кадр» рассказывает об очередной женской истории, об
одной женской судьбе. По разным причинам они попали в дом свиданий, у
каждой причина остаться здесь. Деревенская девушка, для которой это
единственный путь выйти если не в свет, так в «полусвет». Здесь город,
здесь люди, которых она не видела и не могла видеть у себя дома. Другая
собирает деньги на будущее, а есть ли оно у нее? Еще одна вроде бы нашла
свою судьбу – появился влюбленный юноша, строящий планы их дальнейшей
семейной жизни, но что она умеет? А ничего, только ублажать
развратников. И тут нет будущего. Самая трагичная судьба досталась
красивой, рыжей, как солнце девушке Жене, которую заразил сифилисом
клиент. Теперь она мстит всем мужчинам за свою сломанную и искалеченную
жизнь, пожалев лишь юного кадета, влюбившегося в нее. И все равно ее
ждет смерть.
Проституцию называют древнейшей профессией. Возможно, это так, хотя,
скорее всего, первой была профессия сторожа или охранника. Сколько веков
и тысячелетий она существует, столько же времени с ней борются. Ее то
запрещают, то разрешают, но ограничивают, то снова запрещают. В СССР она
после Ленина была запрещена, хотя на самом деле продолжала жить. Так
что же делать с проституцией? Запретить нельзя узаконить? Есть масса
доводов как «за» легализацию проституции, так и «против» нее. Главные
«козыри» противников – аморальность, унизительность для женщины и
опасность венерических болезней. А разве строить дороги, рыть траншеи,
мыть туалеты – не унизительно для женщины? При легализации проституции
резко снизится количество как венерических болезней, так и половых
преступлений. Еще в далеком 18 веке британский философ Бернард де
Мандевиль в философском труде «Басня о пчелах» писал, что в стране, где
разрешена проституция, отцы спокойны за своих дочерей, братья – за
сестер, а мужья – за жен. Как ни странно кажется с первого взгляда, но
публичные дома снижают даже … количество разводов. Ведь очень часто
любовная связь на стороне сейчас приводит к разводам и распаду семей.
Сложный вопрос, но решать его рано или поздно надо. Ведь можно
воспользоваться опытом передовых стран, где созданы отдельные «кварталы
красных фонарей».
Замечательно, что постановщик и творческий коллектив не пошли по пути
«желтой прессы» и смакования пошлостей и интимных подробностей, честно и
искренне рассказали о сложных женских судьбах и об общечеловеческих
ценностях, соблюдая меру и такт.
Автор: Леонид Кучеренко
#Одесса #Рассказ #Литература
#Одесса #Рассказ #Литература
Комментариев нет:
Отправить комментарий