воскресенье, 11 сентября 2016 г.

                            Куда уходят наши души?

"Хорошую религию придумали индусы"
Владимир Высоцкий Песня о переселении душ.
Верите ли вы в «переселение душ» или считаете, что в момент физической смерти человека его душа и сознание полностью и бесповоротно исчезают, оставляя после себе лишь отражение в виде созданного им, быстро или не очень быстро забываемое родственниками, друзьями и так называемым «общественным мнением»? Или кто-то из нас все-таки потом воплощается в других людях, животных, растениях и объектах недвижимости? Научного обоснования ни того, ни другого мнения до сих пор нет, как нет и категорического отрицания подобной возможности.
Историей отмечены случаи, когда вдруг человек, даже очень необразованный, вдруг представлял себя кем-то, давно ушедшим из жизни, причем с детальным знанием не только мельчайших подробностей биографии умершего, но и знанием забытых языков и наречий.
Что это – совпадение, редкое психическое заболевание или все-таки рейнкарнация?
Верите ли вы в «переселение душ» или считаете, что в момент физической смерти человека его душа и сознание полностью и бесповоротно исчезают, оставляя после себе лишь отражение в виде созданного им, быстро или не очень быстро забываемое родственниками, друзьями и так называемым «общественным мнением»? Или кто-то из нас все-таки потом воплощается в других людях, животных, растениях и объектах недвижимости? Научного обоснования ни того, ни другого мнения до сих пор нет, как нет и категорического отрицания подобной возможности. Историей отмечены случаи, когда вдруг человек, даже очень необразованный, вдруг представлял себя кем-то, давно ушедшим из жизни, причем с детальным знанием не только мельчайших подробностей биографии умершего, но и знанием забытых языков и наречий. Что это – совпадение, редкое психическое заболевание или все-таки рейнкарнация?

Эти мысли неожиданно возникли у меня 26 сентября во время просмотра спектакля «Старая актриса на роль жены Достоевского» по одноименной пьесе Эдварда Радзинского. Этой пьесой одесских театралов захотел порадовать Одесский молодежный театр. И режиссеру спектакля Анне Соколовой с помощью молодых актеров Дарьи Киркчу и Сергея Зорина это блестяще удалось. Даже ехидному критику-буквоеду не удалось найти в спектакле ни одного «прокола». Он идет на одном дыхании, простите за банальность и штамп. Действие на сцене поначалу идет неторопливо и нарочито замедленно. Не люблю пересказывать сюжет, поскольку для театральной рецензии это «моветон», но в данном случае придется, тем более, что так писать стало в Одессе давно модно. Итак, когда-то популярная, но давно и по собственному желанию ушедшая из Театра Актриса доживает свой век в доме для престарелых.
В настоящее время она ждет приезда «заботливых» детей для дальнейшей поездки с ними куда-то по их делам. И тут внезапно в ее комнате появляется странный, циничный и даже хамоватый мужчина слегка бомжеватого вида по имени Федя. Он вдруг вообразил или осознал, что он является аватаром или, говоря проще, новым воплощением великого Федора Михайловича Достоевского.
И он предлагает ей вспомнить актерскую молодость и сыграть в пьесе об одном известном эпизоде из жизни писателя роль возлюбленной писателя Аполлинарии Прокофьевны Сусловой.Сначала Актриса шутит, что она тоже иногда чувствует себя камышовым котом или пингвином, но соглашается сыграть только роль Достоевского Анны Григорьевны Сниткиной. Актриса долго сопротивляется режиссерскому замыслу, судя по всему, хотя она, как не только умная, но и мудрая женщина, прекрасно понимает, что статус «возлюбленной» намного интересней, чем статус «жены» – обязанностей и проблем меньше, а удовольствий и радостей намного больше. Тем более, что «возлюбленная» напоминает какой-то своеобразный «испытательный срок», причем не всегда понятно, кто кого испытывает. А мужчина в данной ситуации себя лучше контролирует и сдерживается – чаще меняет носки, бреется и старается не кричать на женщину, даже если она не права. Но я отвлекся от спектакля.
Настойчивость Феди на грани хамства и даже жлобства не может переубедить актрису, и она добивается своего. Она даже звонит детям и переносит встречу с ними на неделю. Они вдвоем собираются сыграть эпизод из жизни писателя, когда в 1866 году под угрозой попасть в настоящую кабалу к хитрому и пронырливому издателю-прохвосту Стелловскому Достоевский должен в рекордный срок – двадцать шесть дней – написать новый роман. Он понимает, что сможет это сделать только в паре со стенографисткой, которой он будет просто надиктовывать текст.
Этой стенографисткой и стала Анна Григорьевна.
Писатель уложился в требуемый срок, в результате получился не самый худший его роман «Игрок». В процессе общения он как-то незаметно для себя влюбляется в девушку, возникает симпатия, потом взаимное чувство, а за ними – настоящая подлинная любовь. Герои спектакля сразу приступают к репетиции и играют свои роли. И тут, совершенно неожиданно как для Актрисы, так и для зрителей, «выстреливает ружье», очевидно, взятое Достоевским взаймы у Антона Павловича Чехова. Выясняется, что весь репетиционный процесс снимается на скрытую камеру. Режиссер захотел создать некое «синема верите», чем немало поражает актрису. Но съемка окончена, звучит команда оператору «Стоп!».
В заключение общие замечания. Дуэт актеров сыгран просто на одном дыхании. Оба исполнителя загримированы под актеров японского театра – белые лица-маски. Если бы я не видел актрису на пресс-конференции до спектакля, не поверил бы, что это молодая женщина, настолько она убедительна в роли пожилой даже в мелочах, без утрирования и передержек.
Ей по-настоящему веришь уже в момент ее появления в зрительном зале окончательно и бесповоротно. Ее партнер не уступает ей в исполнительском мастерстве, его роль еще сложнее, ведь кроме внешней, физической он носит своеобразную психологическую маску грубости, натиска и нахальства, постоянно обращаясь к немолодой женщине «старуха».
Она не пытается обижаться – или привыкла или хочет быть выше этого, «подняться над суетой». Сначала движения актера кажутся несколько утрированными, но потом начинаешь понимать, что под второй «маской» скрывается вполне нормальный и даже добрый человек.
В конце концов, кто из нас никогда и нигде не надевал какую-нибудь маску – заботливого мужа, строгого начальника или глупенькой женщины? Последняя роль – самая сложная, она под силу только очень умной женщине.
Остается только искренне пожалеть тех, кто не пришел на этот интересный и очень мудрый спектакль.
Вроде и не пляжная погода по вечерам, и цены невысокие, а зал был заполнен, как говорится, «очень не очень». Или одесситам больше нравится «фестивалить»? Спектакль еще будет показан и не один раз, у него явно большое будущее! Как и у этого театра.
Автор: Леонид Кучеренко.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

«ПИВНОЙ ДЕДУШКА» Наверное, в каждом большом магазине есть такой чудаковатый покупатель из разряда «ёрли бёрдс», то есть ранних...