вторник, 27 сентября 2016 г.

Рождение Мастера  

В 2016 году исполняется 60 лет со дня смерти Александра Довженко.

Довженко Александр Петрович [1894 - 1956], советский кинорежиссер, сценарист, автор рассказов и повестей. Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1940). Народный артист РСФСР (1950). Лауреат Ленинской премии (1959 — посмертно за литературный сценарий «Поэма о море»).

До приезда в Одессу он был учителем, военным, дипломатом, художником-карикатуристом, но душа жаждала и искала чего-то другого. После просмотра очередного отечественного фильма он как-то сказал: "Время для "Илиады", а делаем "Пинкертона…".
И он собрал чемодан и уехал в Одессу - "делать кино".

"В июне 1926 года я просидел ночь в своей мастерской, подвел итоги своей неустроенной тридцатилетней жизни, утром вышел из дома и больше не возвращался. Я уехал в Одессу и устроился на работу, на кинофабрику как режиссер. Таким образом, на тридцать первом году жизни мне пришлось начинать жизнь и учение сызнова", – пишет Довженко в своей «Автобиографии», о том переломном лете, когда он наконец-то отыскал верный путь в жизни.


Первые два фильма, которые Довженко снял на Одесской киностудии, оглушительно провалились, - говорит писатель, автор книги "Кино в Одессе" А. Малиновский.


- В своих воспоминаниях Довженко не пишет ни о фильме "Вася-реформатор" где он был автором сценария и сорежиссером, ни о "Ягодке любви" - его первой самостоятельной режиссерской работе. По-видимому считая их лишь «пробой пера».


Действительно опыта у Довженко не было никакого, и учиться он мог только на собственных ошибках. «Я не был ни актером, ни сценаристом, ни работником кино, но пришел предложить фильм директору студии" - вспоминал он потом в своих беседах с известным историком кино Жоржем Садулем в 1956 году.


Единственное чего было в избытке у начинающего режиссера это энтузиазма и желания работать. И еще он не боялся спрашивать. Его интересовало мнение о каждом снятом эпизоде не только оператора, художника, костюмеров, но даже женщин убирающих в павильоне.


Но энтузиазм энтузиазмом, а дело делом. Довженко вызвал к себе директор студии

Павло Нечес. Директора многие на студии побаивались. И не без основания Бывший революционный моряк он, по старой чекистской привычке приглашая войти в кабинет, кричал секретарю:

- Введите!


Нечес сказал:


- Сашко! Тебя нужно было бы выгнать с кинофабрики. Сценарии ты писать не умеешь, и не берись за это дело. Иду на последнюю пробу… Сделаешь фильм – твое счастье. Не сумеешь – выгоню.

Директор не только пригрозил начинающему режиссеру, но и предложил ему сценарий нового фильма. Назывался фильм "Сумка дипкурьера". Вспоминая этого сурового человека, пишет:

" Этот старый моряк, тогда почти неграмотный, крепкий и грубоватый в обращении, тоже мало понимал в кино. Однако он стал моим лучшим воспитателем благодаря своим способностям и взглядам на жизнь…"


Одну потрясающую способность директор кинофабрики, безусловно, имел. Павло Нечес обладал драгоценным чутьем позволяющим угадывать настоящие таланты.


Рождение Мастера Довженко взялся за съемки нового фильма со всей присущей ему энергией. Он ищет, экспериментирует, работает днем и ночью. Материал ему знаком. Об опасностях работы дипломатом и дипкурьером он знает не понаслышке.


Когда помощник приносит бутерброды, Довженко говорит:


- Мне кажется, мы здесь печатаем прокламации.


Материал получается пафосным и драматичным. В последствии Довженко напишет:


- Когда кто-нибудь из моих помощников наступает ногой на пленку, мне кажется, что он стоит на голом проводе с током высокого напряжения и что его сейчас со страшной силой бросит об землю… И я не могу удержаться. «Вон из монтажной проклятый актер!» - кричу я ….


Несмотря на всю нервную напряженность работы, съемочная группа с пониманием относится к поискам молодого режиссера.


- Вы же почти одессит , Александр Петрович, - говорят ему подбадривая, а в устах одесситов это высшая похвала.

В этом фильме Довженко первый раз снимается как актер. Это небольшая роль кочегара, но его фотография из этого фильма облетела всю страну.

Фильм пришелся по душе и зрителям и критике.


- Теперь можешь снимать, что угодно, - говорит Павло Нечес.


Довженко выбирает "Звенигору" – сценарий, от которого отказались все остальные режиссеры. Сценарий был явно слабый. К тому же с одним из авторов сценария Григорием Тюттюнником (да, да именно с тем самым атаманом Тюттюнником, который сдался красным ) сложились непростые отношения. Но профессионализм это то качество, которое мене всего искал Довженко в сценариях, с которыми ему хотелось работать. У режиссера было свое виденье этой истории. И он блестяще воплотил его в жизнь. Возвышенная романтика и гневная сатира, песенная лирика и эпическая трактовка событий слились в единое целое. Получился фильм мирового значения. "Звенигору" оценил Эйзенштейн: "Просмотр закончился. Мы молча поднялись со своих мест. Поняли, что среди нас появился Новый человек Кино. Родился Мастер".


В это время к Довженко приходит любовь. У Мастера появляется своя Маргарита, точнее Юлия. Молодая актриса Юлия Солнцева была очень популярна после главных ролей в фильмах «Аэлита» и "Папиросница от Моссельпрома". Как-то она подошла к Довженко выразить свое восхищение фильмом "Звенигора". Тот внешне реагировал достаточно сдержанно. Но однажды когда Юлия была на Фонтане у знакомых…. Вот ее воспоминания:


«И тут появился Довженко. Все удивились. Он не был знаком с этой семьей, не бывал здесь.


- Знаете, я принес апельсины, - весело сказал он. И стал, как фокусник, вынимать из карманов пальто, из шляпы, из-под рубашки громадные апельсины.


Все рассмеялись. И стали пить чай.


Потом Довженко сказал мне:


- Я пришел за вами».

Вспоминая это время, Мастер пишет: "В Одессе произошел поворот в моей жизни: там я стал кинематографистом, там я нашел свое призвание, там я встретил Солнцеву, которая стала моей женой."

Солнцева на всю жизнь стала для Александра Довженко не только женой – но и музой, другом, соавтором. А впереди были работа на одесской киностудии над фильмом «Арсенал». Потом Киев, Москва…. Но это уже другая история.

Хотя многие страницы биографии Александра Довженко до сих пор не открыты.

Говорит заслуженный деятель искусств Украины, директор Музея кино, Костроменко В.В.:

- Юлия Ипполитовна Солнцева передала подлинники рукописей Александра Довженко в Российский государственный архив литературы и искусства. До сих пор они полностью не изучены. А рукописи дневника закрыты, по воле вдовы, до 2009 года.
Так что впереди нас ждет еще много открытий.

Автор: Александр Макаров


#Одесса #Рассказ #История #Литература

Комментариев нет:

Отправить комментарий

«ПИВНОЙ ДЕДУШКА» Наверное, в каждом большом магазине есть такой чудаковатый покупатель из разряда «ёрли бёрдс», то есть ранних...