«Играть на сцене, а в жизни быть самим собой»
Вот уже год на сцене «Дома клоунов» с успехом идет необычный даже для
этого необычного театра спектакль «Дикарь». Казалось бы, чем может
привлечь искушенного одесского зрителя моноспектакль в двух действиях
даже в исполнении неподражаемого Бориса Барского? Ведь в нем нет
никакого действия, только монолог артиста, правда, играющего множество
ролей, а зрителю интересно, о чем говорят постоянные аншлаги. В связи с
этим небольшим юбилеем Бори Барский любезно согласился ответить на
вопросы журналиста Леонида Кучеренко о спектакле и не только о нем.
Почему именно «Дикарь»? Кто был инициатором постановки?
- В далеком 2007 году Людмила Нечаева и продюсерский центр Пале Арт,
планировали осуществить постановку этого спектакля с Яковом Кучеревским в
главной роли. А я ходил рядом, облизывался и по светлому завидовал Яше.
Уверен, в его исполнении Дикарь был бы гениальным. Но что-то в этой
комбинации не сложилась. С тех пор о пьесе я мог только мечтать. Но
говорят: желаемое начинаешь получать ровно в тот момент, когда теряешь
желание его получить. В 2014 права на постановку этого спектакля в
Украине появились у блестящего продюсера Дависа Колбергса, а я оказался
рядом, в нужный момент и в нужном месте. Конечно, инициатором и
режиссером был Давис. Но я в этой колоде тоже не случайный человек.
Есть ли различия текста «Дикаря» в английском, французском, русском,
румынском вариантах? Это связано с особенностями разных менталитетов?
-Я смотрел эту пьесу в разных исполнениях, наиболее интересным
исполнителем считаю литовского актера Дайнюса Казлаускаса, честно
говоря, очень уж большой разницы в национальных вариантах я не заметил.
Наверное, мужчины и женщины во всем мире сталкиваются с одними и теми же
проблемами в своих взаимоотношениях. Единственное исключение –
китайская версия, поставленная в очень сложных декорациях, включающих в
себя шелковые полотнища, волшебные гроты, и даже водопады, но вы сами
понимаете – «Восток – дело тонкое».
Меняется ли текст пьесы со временем или остается «каноническим»?
-Я со сцены утверждаю, что мужчина за день произносит две тысячи слов,
а женщина – семь. В среднем. Пьеса в двух актах, и в каждом я произношу
по семь тысяч слов. В принципе, после него я могу неделю просто
молчать, если мне позволит жена. Конечно, я вносил какие-то изменения в
исходный текст оригинала. Что-то мне казалось непонятным, что-то меня не
трогало, а значит - не тронуло бы и зрителя. Трудно убедительно
рассказать то, во что не веришь сам. И, все же, спектакль во многом
основан на импровизации. Даже зрители, захваченные действием на сцене,
становятся невольными соучастниками и репликами своими заставляют актера
откликаться и импровизировать.
Готовы ли вы играть в этом спектакле еще пять, десять, пятнадцать лет?
-Сложно ответить. Во-первых, я не могу знать, что со мной может
произойти завтра, тем более, через пятнадцать лет. Но я – готов. Мы –
очень сильное поколение, ведь мы и развитой социализм пережили, и
перестройку, и конец света. И вообще то, что нас не в силах убить –
делает нас сильнее. Я предлагаю вернуться к этой теме через 10 лет.
Возможно ли мирное сосуществование в семье или вся семейная жизнь –
это только цепь непониманий, доходящих до конфликтов с неизбежной
капитуляцией мужа?
-Капитуляция – это все-таки редкий случай, и не всегда капитулировать
должен имен муж. Конфликты в семье неизбежны, главное – не доводить их
до войны. Еще Сунь-Цзы писал, что сражение, которого удалось избежать,
уже выиграно. Надо добиваться мира. На эту тему хочу привести анекдот.
Анекдот от Бориса Барского №1. После одной из семейных ссор жена
говорит мужу: «Посмотри на наших кошку и собаку – как они спят, нежно
обняв друг друга!» На что муж отвечает: «А ты попробуй их привязать друг
к другу!
Существует мужское мнение, что с женщиной надо вести себя как с
птичкой - сильно сожмешь - задушишь, ослабишь хватку – улетит. Вы с этим
согласны?
-Да, еще говорят, что тяжелее всего с женщинами и низкими людьми: приблизишь – начнут дерзить, отдалишь – озлобятся.
Шучу. Я очень люблю женщин, даже стихотворение написал:
Не пробуй женщин понимать,
Просчитывать, и удивляться…
Достаточно запоминать,
Смотреть, сопеть и восхищаться!
Не стоит клеить ярлыки,
Бессмысленно и бесполезно.
Они тонки и глубоки,
Хрупки, забавны и прелестны.
Их следует глазами есть,
Без них тоскливо, зябко, душно.
И раз они на свете есть –
Значит мужчинам это нужно!
Каковы ваши, Борис, взаимоотношения с вашим собственным Дикарем? Вы с ним чаще советуетесь или спорите?
-В трудные жизненные моменты я стараюсь больше доверять не разуму, а
сердцу. Оно подводит реже, чем ум, который чаще замутнен эмоциями. Со
своим Дикарем я стараюсь не спорить – на его стороне больше опыта,
поэтому я с ним советуюсь.
Должно ли, по вашему мнению, в семье у каждого быть «личное»
пространство, куда «нет хода никому»? Например, жена любит мелодрамы со
слезой, а муж – крутой «Экшн»? Или жена – Хулио Иглезиаса, а муж - …
-Энрике Иглезиаса?
Бывает и хуже. Что может быть хуже?
Например, муж может любить Иосифа Кобзона!
Страшная ситуация. А если серьезно, то у каждого супруга обязательно
должна быть такая «независимая территория». Супруги могут смотреть
разные фильмы, слушать разную музыку, читать разные книги, а потом
делиться впечатлениями. Иногда полезно даже отдыхать раздельно. Я
вспоминаю еще один анекдот.
Анекдот от Бориса Барского №2. Утром жена спрашивает мужа, что ему
ночью снилось. Тот отвечает «Мне снилось, как мы уехали на необитаемый
остров, вокруг пальмы, океан, лазурное небо, ослепительно желтый песок. Я
лежу на песке и смотрю, как ты тонешь!»
Что в семье важнее – стремление «приспособиться» к партнеру или «переделать» его ради семейного счастья?
-Не надо ни того, ни другого, должны быть взаимные шаги навстречу друг
другу, без этого нормальная семейная жизнь просто невозможна. Самое
главное в семье - не играть, быть самим собой. Играть надо на сцене, а
не в жизни. Каким бы умелым и даже гениальным актером ты ни был, рано
или поздно ты можешь сорваться и «выйти из образа», а после этого будет
полный занавес и «конец фильма». Ты все испортишь навсегда.
Хотели бы вы когда-нибудь увидеть спектакль «Дикарка», поставленный по пьесе, написанной женщиной, но на эту же тему?
-Не поверите, но такой спектакль есть, пьеса написана женщиной и
называется «Дикарка», вы угадали или почувствовали? Я скажу больше, в
Голландии поставлен похожий спектакль о представителях нетрадиционной
сексуальной ориентации «Несколько слов в защиту пещерной королевы», но я
его еще не видел, хотя было бы интересно.
Разрешите от имени всех поклонников этого спектакля поздравить вас с
первым юбилеем и пожелать дальнейших успехов, аншлагов и аплодисментов!
Большое спасибо!
Автор: Леонид Кучеренко
#Одесса#Театр #БорисБарский #Интервью #Интересно #Актер
Комментариев нет:
Отправить комментарий